Виртуальная клиника - модель, имитирующая структуру, функции, процессы медицинского учреждения с помощью симуляционных технологий.
Именно данный вид подготовки специалистов является наиболее перспективным, что обусловлено его возможностями:
1. Создание клинических ситуаций, максимально приближенных к реальным, но безопасных для пациентов.
2. Неоднократность повторения действий для выработки умения и ликвидации ошибок.
3. Выработка и поддержания навыков профессиональных действий в экстренных ситуациях, необходимых каждому медицинскому специалисту.
4. Отработка взаимодействия при командной работе и определяющая роль лидера в ней.
Цель деятельности – создание организационных и учебно-методических условий для повышения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также для развития профессиональной компетентности специалистов системы здравоохранения.
Задачи Учебной виртуальной клиники:
- Организация занятий в УВК, способствующих повышению качества подготовки на основе новых организационных форм, методов обучения и контроля.
- Научно-методическое сопровождение системы обучения и оценки компетентности различных категорий медицинского персонала.
С учетом появления симуляцинных технологий с 2014 года на базе медицинского колледжа города Талдыкорган создан симуляционный центр «Виртуальная клиника», для совершенствования практических навыков и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и средних медицинских работников отделения повышения квалификации и переподготовки.
На базе центра студенты колледжа совершенствуют свои практические умения и навыки по специальным дисциплинам. Центр оснащен механическими тренажерами, муляжами, фантомами и манекенами пациента, которые позволяют отрабатывать практические умения работы с пациентом и закреплять основы клинического мышления будущего специалиста.
В симуляционном центре функционирует 6 кабинетов:
Приемное отделение – приемный покой и санпропускник: оснащен всем необходимым оборудованием для проведения антропометрии, санитарной обработки пациента, клизм и других манипуляций.
Малая операционная с перевязочной – предназначен для отработки практических навыков по хирургии: соблюдение правил асептики и антисептики, техника хирургической обработки рук, накрытие стерильного стола, вскрытие гнойников, зашивание ран, обработка послеоперационных ран, наложение и снятие швов, временная остановка кровотечения, наложение повязок, шин и т.д.
Отделение акушерства и гинекологии:
Родильная палата с роботом – симулятором пациентки достоверно имитирующей состояние матери и плода в течении нормальных и осложненных родов.
Смотровой кабинет женской консультации – для имитации приема беременной женщины и гинекологических больных.
Кабинет педиатрии – для отработки практических навыков на симуляционных манекенах по ежедневному туалету новорожденных и грудных детей, оказанию неотложной помощи присердечно-легочной реанимации.
Кабинет сестринских технологий:
Процедурный кабинет оснащенный механическими тренажерами для парентерального введения лекарственных препаратов для отработки практических навыков парентерального введения лекарств, по оказанию противошоковых мероприятий в объеме доврачебной помощи, хранеию лекарственных препаратов группы «А» и «Б», способам утилизации медицинских отходов.
Палата по уходу за пациентами оснащенная полуфункциональным манекеном по отработке навыков сестринского ухода за больными, измерению артериального давления и исследованию пульса, правилам ведения медицинской документации, проведение катетеризации мочевого пузыря, дуоденального и фракционного зондирования, промывания желудка, постановка очистительной, сифонной, маслянной, гипертонической и лекарственной клизм.
Терапевтический кабинет с неотложной помощью оснащен манекенами для отработки практических навыков по пропедевтике внутренних болезней: пальпация, перкуссия, аускультация, проводится дифференциальная диагностика шумов и хрипов при легочной и сердечной патологии.
Имеются комплексные учебные манекены взрослого и ребенка для отработки практических навыков по оказанию неотложной помощи, проведению сердечно –легочной реанимации, анестезиологии и реанимации.
Конечно, в процессе симуляционного обучения в качестве одного из этапов курса, бывают задействованы более простые манекены и тренажеры, предназначенные для отработки отдельных практических навыков и алгоритмов. Но эти составляющие не являются основными и лишь помогают освежить знания и навыки специалиста, чтобы потом его окунуть с головой в знакомую ему профессиональную атмосферу. Это дает специалисту возможность многократно отрабатывать комплексный подход к лечению больного в сложных, малознакомых или редко встречающихся в его практической деятельности клинических ситуациях, не подвергая своего пациента реальному риску. После такого обучения специалист обретет еще больше уверенности в своей компетенции знания, умения, личностные и социальные способности в профессиональных ситуациях.