Региональный симуляционный центр
В целях реализации пунктов 187 и 188 Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2011г. № 41, и в соответствии с подпунктом 31) пункта 16 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 117, на базе Талдыкорганского медицинского колледжа 2014г в сентябре открыт региональный симуляционный центр, где по единой методологии проходят обучение специалисты здравоохранения по неотложным состояниям, оценку профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалистов здравоохранения.
Симуляционное обучения Талдыкорганского высшего медицинского колледжа – это своего рода подразделение, где возможно осуществлять тестирование, аттестацию специалистов практического здравоохранения и обучать студентов с помощью симуляционных технологий. Региональный симуляционный центр состоит из 16 комнат, общей площадью 500 м2.
Симуляционное обучение – относится к современным технологиям практической подготовки специалистов в области здравоохранения и парамедиков, основано на моделировании максимально приближенных к реальным клиническим и иным ситуациям (в том числе рисковым), включает отработку практических навыков до автоматизма, принятие оперативных решений, выработку коммуникативных навыков и работу в команде.
Основная цель деятельности Центра – развивать и открывать новые горизонты для практической подготовки, повышения квалификации и оценки ее уровня у студентов, врачей и медицинских сестер.
Фундаментом образовательной деятельности Центра являются практико-ориентированные подходы, базирующиеся на принципах и преимуществах симуляционного обучения.
Симуляционные технологии оказывают существенную помощь практическому здравоохранению. Они позволяют подготовить высококвалифицированный кадровый резерв. Обучение навыкам и умениям по различным медицинским направлениям проводится без риска для пациентов. Тренировка на муляжах, фантомах и виртуальных симуляторах эффективна и безопасна. Врача, прошедшего обучение на медицинских имитаторах, можно без опаски допускать до больных. Возможности современного симуляционного оборудования весьма широки, они позволяют в процессе обучения смоделировать и отработать практически любую клиническую ситуацию.
В Центре обучаются:
· специалисты со средним и высшим медицинским образованием по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и программам симуляционных тренингов, мастер-классов, обучающих семинаров;
· студенты медицинского колледжа для развития профессиональных умений и навыков;
. Парамедики (водители скорой медицинской помощи)
Организация центра по освоению профессиональных навыков учитывает комплексный подход - обучение от теоретических знаний к практической деятельности, работа ориентирована на международный опыт в сфере инновационных технологий.
Симуляционное обучение направлено не только на освоение отдельных навыков каждым слушателем, но и на обучение работе в команде, профессионального поведения и навыков общения с пациентом. Для этой цели ставится задача, в ходе решения которой задействуются различные этапы симуляционного обучения.
Первый этап – это инструктаж. В форме мини-лекции оценивается обстановка, определяется объект для оказания помощи и цель.
Второй этап – сам процесс обучения, во время которого слушатели осуществляют уход за пациентом или оказывают помощь под контролем преподавателя. При этом важно, чтобы все слушатели команды ощущали реальность ситуации.
Третий этап – это подведение итогов. Преподаватель вместе со студентами и слушателями обсуждают результаты практики. Дебрифинг.
Структура Центра
Центр располагает развитой инфраструктурой. Имеются лекционные аудитории, кабинеты дебрифинга и информационных технологий, тренинг-залы для отработки практических навыков по педиатрии, акушерству и гинекологии, первой и неотложной медицинской помощи, хирургии, терапии, сестринским технологиям - общей площадью 500 кв.м.
Материально-техническая база и методическое обеспечение образовательного процесса
Центр оснащен широким арсеналом современных фантомов, тренажеров и симуляторов, медицинскими изделиями, аппаратурой, оборудованием, необходимыми для отработки практических навыков.
Из высокотехнологичных тренажеров имеются 2 симулятора сердечно-легочного пациента, интерактивный симулятор родов, интерактивные манекены новорожденного и ребенка 6 мес, виртуальные манекены ребенка 1 года, 2 интерактивных манекена взрослого пациента для проведения реанимационных мероприятий.
Кроме высокотехнологичных моделей имеются модели новорожденных, детей и взрослых для освоения сердечно-легочной реанимации, наборы для имитации несчастных случаев, тренажеры для обучения наложению швов на кожу, тренажеры для освоения базовых хирургических манипуляций, дренирования плевральной полости. Приобретены манекены для обучения студентов и слушателей практическим умениям регистрации электрокардиограммы, проведения аускультации, электрической дефибрилляции, гинекологического и акушерского осмотра, проведения всех видов инъекций и осуществления сестринских манипуляций.
Кабинеты оснащены системой видеонаблюдения с трансляцией в кабинет дебрифинга. В Центре функционируют электронные системы управления с современным программным обеспечением.
Методическое обеспечение представлено программами симуляционных курсов, учебно-методическими пособиями, оценочными средствами, методическими рекомендациями и указаниями.
Правильно подобранный штат является одним из ключевых залогов успешного развития симуляционого центра. При выборе кандидатов и формировании команды следует учесть следующие качества и обязанности преподавательского состава: понимание основной концепции симуляционного обучения, понимание отличий и преимуществ различных типов симуляций, способность формирования программ обучения из отдельных отработанных элементов, определение точек приложения симуляционного обучения в существующих и формирующихся программах обучения, разработка новых сценариев, подготовка и инструктаж слушателей перед симуляционным обучением, определение стратегии дебрифинга и способов повышения его эффективности, проведение дебрифинга: общение с группой, умение разъяснить ошибки, эффективная работа над ошибками и оценка приобретенных навыков.
Штат симуляционого центра:
1.Заведующий симуляционного центра- 1
2.Инструктор симуляционного центра-1
3.Программист симуляционого центра-1
4. Психолог центра - 1
Таким образом, симуляционное обучение предоставляет возможность каждому обучающемуся осуществить профессиональную деятельность или ее элементы в соответствии с профессиональными стандартами и порядками оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде.
Ссылки для симуляционного центра
https://www.youtube.com/watch?v=WANgW7S3M60
https://www.youtube.com/watch?v=GqtIaNDK78Y
https://www.youtube.com/watch?v=Ohja0RNqWCo
https://www.youtube.com/watch?v=-w46dGMmUMw
https://www.youtube.com/watch?v=aLo5scvgtrQ
https://www.youtube.com/watch?v=1XLrWjdTA7Y
https://www.youtube.com/watch?v=d8bc2qqUf38
https://www.youtube.com/watch?v=kgw-t05g3B8
https://www.youtube.com/watch?v=tkIP0-BXlQY
https://www.youtube.com/watch?v=2jXMcUGbn_w
https://www.youtube.com/watch?v=NOx2pg0YJyg
https://www.youtube.com/watch?v=NpOIc5o_zAY
https://www.youtube.com/watch?v=YyTiqVYXyic
https://www.youtube.com/watch?v=Yxm1xJqOixE
https://www.youtube.com/watch?v=bWv8o-vwaHs
https://www.youtube.com/watch?v=hR14WKOOHyk
https://www.youtube.com/watch?v=CQuZVHrLIAQ
https://www.youtube.com/watch?v=JksilThNsYI
https://www.youtube.com/watch?v=fok3kAbNqI4
https://www.youtube.com/watch?v=-kCg8EFNtLs
https://www.youtube.com/watch?v=4yh5h85KGBY
https://www.youtube.com/watch?v=6GindfB-nOk
ТӘЖІРИБИЕЛІК САБАҚТЫҢ ӘДІСТЕМЕЛІК НҰСҚАУЛЫҒЫ құрастырған оқытушылар